понедельник

Особенности игры детей раннего возраста, или как играть с малышом


Для того, чтобы игра стала генератором развития, ребенок должен овладеть этой деятельностью во всей ее полноте, стать человеком играющим, т.е. научиться играть. А взрослый обязан помочь ему в этом.
Главная особенность игры в этом возрасте
– у ребенка только начинают формироваться элементарные игровые действия, т.е. как таковой игры в раннем возрасте еще нет. А чтобы она появилась в младшем дошкольном возрасте (в 3 года), взрослые должны научить малыша этим элементарным игровым действиям. Поэтому, сначала в любые игрушки играет не сам ребенок, а взрослый (папа, мама, бабушка или дедушка, т.е. близкий для ребенка человек). Т.е. взрослый ребенок  должен показать ребенку, как можно играть с данной игрушкой.
Организовать простейшие действия ребенка с сюжетными игрушками рекомендуется уже с года и четырех месяцев. Прежде, чем показывать игровые действия с куколкой или мягкой игрушкой. Необходимо «оживить», «одушевить» их.
- Вот, что я Танечке принесла! Куклу Лялю. Посмотри, какая она красивая! Какие у нее глазки, ротик. А где у Тани глазки? Вот они. А где у Ляли глазки? А где ручки? Смотри, как Ляля ходит, топ-топ-топ. На тебе Лялю, подержи. Я ее поглажу, хорошая куколка. И ты ее погладь. Давай ее здесь посадим. Пусть здесь посидит.
Затем постепенно вводятся и другие игрушки. Например, целесообразно добавить коляску или машинку с кузовом, чтобы катать куклу; кроватку; посуду. При этом ситуация опять обыгрывается сначала взрослым.
- Вот наша Ляля сидит. Вставай, Ляля! Танечка посмотрит, как ты ходишь. Топ-топ-топ. Ты что, Ляля спать хочешь? Плачешь. Не плачь, сейчас я тебя покачаю. Завернем ее в одеяло. Баю-бай! Баю-бай, наша Ляля засыпай! Танечка, теперь ты ее покачай! Вот так! Смотри, какая коляска! Это для Ляли. Мы сюда ее положим, и будем катать.  Вот как она катается! Танечка, вот ее одеяло, укрой ее, а то ей холодно будет.
Обычно 2-3 игры взрослого бывает достаточно, чтобы малыш начал самостоятельно играть с игрушкой, повторяя действия взрослого. Можно удлинить игру ребенка, включая в одно игровое действие разные персонажи (мишку, зайчика и т.д.).
Родителей не должны смущать некоторые вольности, которые может допускать ребенок в игре. Например, свалить все игрушки в коляску (грузовик) и катать их.
Если взрослый увидел, что ребенок самостоятельно стал выполнять новое игровое действие (стирать тряпочки или гладить) обязательно надо похвалить ребенка.
С года и 10 месяцев можно вводить в игру ребенка так называемые предметы-заместители. Например, палочку можно использовать как ложку, как градусник, как пистолет, а кубик – как кусочек мыла, хлеб, яблоко и т.д.  Для развития игры ребенку надо научиться использовать  вместо одной вещи другую. Для начала необходимо обозначить этот предмет. К примеру, если это палочка:
- Давай, как будто это ложка! Будем ею куклу кормить. Ням-ням. Ой, как вкусно!
НО, в игру детей до двух лет нельзя вводить одновременно несколько предметов-заместителей.
Чтобы постоянно разнообразить сюжет игры ребенка, можно проигрывать коротенькие стишки          А. Барто или другие художественные произведения знакомые ребенку.
Для детей с 2,5 лет стоит вводить  название ролей. Для этого можно поиграть с ребенком проговаривая эти роли. Например,
- Я как доктор лечу куклу Лялю…
- Я как шофер еду на машине…
Важно, чтобы ребенок научился приписывать себе действия другого (брать на себя роль).
Играя, взрослые могут говорить за игрушку, по возможности меняя голос. Это будет способствовать развитию речи ребенка, поскольку он, подражая действиям взрослых, начнет тоже говорить и за себя и за игрушку.
НО, не всегда взрослые могут поиграть с малышом (заняты какими-либо делами).  При этом всегда можно выбрать момент и прокомментировать действия ребенка (т.е. проявить интерес к игре ребенка). Это можно сделать с помощью наводящих вопросов. К примеру, мама гладит белье, малыш возит машинку.
- Твоя машина за кирпичиками поехала? Привезет кирпичики, чтобы построить дом? Или гараж для машины? А где у тебя кирпичики лежат? ...
Установлено, что самостоятельно ребенок играет с одной игрушкой – в среднем 1 минуту (1,5 года) и 5 минут (в 2 года). А такое комментирование взрослого увеличивает время сосредоточения ребенка на игре до 15-20 минут, разнообразит ее. Т.е. этими вопросами взрослый способствует развитию игры ребенка, а значит и развитию самого ребенка.
Если ребенок, подражая взрослому надел, например фартук, необходимо поддержать его и направить игровые действия:
- Таня надела фартук! Ты как мама? Тогда тебе надо приготовить еду для своей Ляли, да? Или постирать грязное белье? А может погладить чистые тряпочки? Ты теперь как мама. Что ты будешь делать?
Помните, что вопросов должно быть два и больше, чтобы у ребенка был выбор, чтобы он проявил свою инициативу.
По поводу дидактических игр. Здесь обязательно сначала должен играть взрослый. Он должен показать ребенку, как играть в эту игру. Часто родители покупают игрушку, отдают ребенку и все. Но сам ребенок будет только манипулировать ей и быстро потеряет к ней интерес.
Учитывая важность этого периода в становлении игры ребенка, взрослые должны непременно найти хотя бы 10 – 15 минут в день, чтобы поиграть с ребенком.
ПОМНИТЕ, все Ваши усилия окупятся в дальнейшем полноценным развитием малыша.

Комментариев нет:

Отправить комментарий